Горка и Петровщина - праздники из глубины веков

По мнению фольклористов России, Усть-Цильма – единственное место, где уникальный праздник предсенокосных хороводов средневековой Руси сохранился до наших дней в последовательном обрядовом действии. Старинный народный праздник Горка возник в 18 веке из праздника летнего солнцестояния и был приурочен ко времени, когда в крестьянских работах наступала передышка между севом и сенокосом. Праздник символизировал вершину трудового года, а также пору вхождения подростков в круг молодежи.

В середине 19 века Горка в Усть-Цилеме проходила на высоком месте недалеко от реки Печоры, куда приставали суда с товарами, прибывшими с Чердыни, Вятки, Мезени, Усть-Сысольска. На Горку съезжались жители соседних деревень, купцы раскидывали палатки, и начиналась ярмарка. Это был период ярмарочных гуляний между посевной и сенокосной страдой. Сейчас повод для праздника вроде бы утрачен, но в Усть-Цильме традиция отмечать Горку сохранилась до наших дней.

Ранее Горка начиналась с Николы Вешнего, (22 мая), продолжалась в Троицу и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем в Иванов день (7 июля), и заканчивалась в день первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля).

Сейчас горочные гуляния в Усть-Цильме проходят 7 и 12 июля. Участники Горки одеваются в праздничный наряд. Усть-цилемский женский костюм является «эмблемой» праздника. Он состоит из «рукавов» (рубаха), сарафана, передника (фартук), и «коротеньки» (короткая распашная косоклинная душегрея на узких лямках, сшитая из парчовых или шелковых тканей). На талии завязывается плетеный яркий разноцветный пояс с кистями. Головной убор девушки - хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты - повойник (на местном наречии побойник) сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью. Женский головной убор - плат. Он может быть трех видов - канофатным, репсовым или парчовым. Завершали наряд украшения - металлические запонки, брошь, серебряная цепь с праздничным крестом, который заправляется под сарафан.

Мужской костюм более простой. Он состоит из рубахи - косоворотки, штанов, узорных чулков и кожаных ступней.

Традиционно первую Горку устраивали с 10-ти часов утра - ее водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам. После обеда на Горку вместе с молодежью собирались замужние женщины. Лишь на вечерней главной Горке собирались все сельчане, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей. На вечерней Горке участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: "столбы", "круг", "на две стороны", "на четыре стороны", "вожжа", "плетень", "плясовая". Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. Этот блок сложных хороводов исполнялся несколько раз в течение игрового дня, поэтому его можно считать кульминацией горочного гуляния. "Горочники" инсценировали исполняемые песни, поэтому праздник похож на красочное театрализованное представление. Все исполняемые фигуры, песни в Усть-Цильме передаются от старших наставников младшему поколению. Благодаря подобной преемственности, усть-цилемам на протяжении многих лет удается сохранять неизменным горочный репертуар.

В ночь на Петров день (с 11 на 12 июля) в Усть-Цильме проводят обрядовый праздник Петровщина. Он отмечается только в Усть-Цилемском районе в канун дня Первоверховных апостолов Петра и Павла. Петровщина - это отголосок ритуально-поминального обряда. В ночь с 11 на 12 июля у усть-цилем принято варить кашу. Не случайно кашу варят ночью. Считалось, что это время, когда стираются грани между живым и загробным мирами. Важно, что поминальная трапеза проходит за рекой или у реки: в фольклоре путешествие через реку – путешествие в страну мертвых.

По старинным преданиям, душа человека превращается в птицу, поэтому и еда птичья: крупа, каша. Кашу варят практически всегда пшенную.

Также многие усть-цилемы во время этого праздника варят уху, поскольку на Руси святой Петр считается покровителем рыбаков и рыбного промысла, поэтому день святых Петра и Павла принимает и характер рыбацкого праздника.

В 2004 году «Усть-Цилемская горка» получила статус Республиканского праздника. Это фольклорное мероприятие включено в туристические путеводители как изюминка Усть-Цилемской самобытной культуры, как визитная карточка коми края. Поэтому каждый год в июле в Усть-Цильму приезжает масса гостей — родственников сельчан со всей округи, туристов со всей России и зарубежья. Посмотреть на праздник, сохранившийся в первозданном виде, мечтают тысячи путешественников — ценителей старинных обычаев. И Усть-Цильма с завидным гостеприимством встречает всех желающих приобщиться к культуре их предков.